Описание

Практика йоги

Практика йоги

Йога – глубинная часть ведической культуры. Практики йоги лежат в основе всех течений индуизма – на санскрите «Санатана Дхармы», что переводится как «Вечный закон» – закон об эволюции всех существ.

Философия Адвайты

Философия Адвайты

Адвайта – древнее учение о том, что природа человека божественна изначально. Слово «А-двайта» переводится как «Не два» – душа не отделена от Бога, и Бог является реальностью, пронизывающей все.

Журнал "Наука и Религия": "Индуизм - в России?"


Читатели спрашивают нас: есть ли в России последователи индуизма – одной из самых древних в мире ре­лигий? И если есть, то как организована их религиозная жизнь?

Нам стало известно, что в Нижегородской области действует монастырь, который создали русские последователи одной из наиболее известных фило­софских школ индуизма - Адвайта-веданты. Монастырь возник в 2001 году, он называется «Собрание тайн». Духовный наставник этой общины  мастер йоги СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ. Как живёт монастырь, что происходит в нём и вокруг него? Каковы особенности его религиозной жизни? Об этом расспрашивала мастера во время его короткого визита в Москву наш корреспондент Валерия ДАРАГАН.

 Для большинства наших читателей индуизм  это что-то далёкое и, в общем, экзотическое. В чём главная особенность этой религии?

– Родина индуизма – Индия, страна высоко развитая духовно. Там эту великую религию называют Санатана Дхарма – Вечный Божественный закон. Её исповедуют 80 процентов населения страны. Но при этом нет её еди­ного образа. Индийская реальность – красочный ковёр, полноцветье, многогранность, в ней очень много школ, философских течений, и между ними нет никакого про­тивостояния. Ни одна школа не считает себя «правиль­нее» других. Индийский парламент официально опреде­лил, что значит принадлежать к индуистской традиции: признавать авторитет Вед; считать, что все пути ведут к единому Богу; что главная цель - это мокша (освобож­дение и просветление) и что этот путь можно реализо­вать, принадлежа к разным традициям и поклоняясь разным богам. Как види­те, определение очень ши­рокое. И наш монастырь полностью принимает эту философию.

Монастырь академия йоги Собрание тайн

– Как появился мона­стырь «Собрание тайн»?

– Мы с учениками долго ездили по стране в поисках подходящего места и моли­лись, чтобы нам было ука­зано направление. И когда приехали в Ветлугу Ниже­городской области, получи­ли сразу несколько благоприятных знаков: сновидения, круглая радуга, прямая радуга. Там мы нашли три забро­шенные деревни, никто в них не жил, где-то вообще оста­лись лишь фундаменты домов. Мы остановились в одной из них. Когда было всё улажено официально, с админи­страцией, соорудили первый алтарный зал для собраний, медитаций. Жили в палатках, обычная для нас аскети­ческая жизнь. Но не все, кто поначалу был с нами, оста­лись в этих условиях. У истоков монастыря было человек 15-20. Да ведь монастыри возникают не волей какой-то одной личности или группы людей, а исключительно по благословению свыше.

Сейчас у нас уже довольно большое поселение, мы на­звали его «Дивья Лока», что на санскрите означает «Дивный край». Открыты три храма  Авадхуты Даттатрейи (боже­ство индуизма, воплощение Тримурти: Творца  Брахмы, Хранителя  Вишну и Раз­рушителя  Шивы, - Ред.), риши Васиштхи (одного из великих основополож­ников учения Адвайта- веданты. - Ред.) и Семи риши (семи святых мудре­цов.- Ред.).

С 2005 года у нас орга­низована академическая система для изучения фи­лософии Адвайта-веданты.

 Много ли сейчас в монастыре учеников?

– Прежде всего  это монахи, примерно тридцать чело­век, и постоянно живущие в монастыре двадцать мирян. В соседних деревнях начали селиться наши адепты, они тоже посещают монастырь.

– Насколько велик в России интерес к вашему мона­стырю и представляемому вами направлению индуизма?

– Судите сами: на Конгрессе Адвайта-веданты, который мы проводим обычно в Москве, собирается до 5000 чело­век. Принявших наш символ веры  более тысячи. Кстати, в течение нескольких лет конгресс проводился ежегодно. Но сейчас принято решение проводить его раз в три года, поскольку это очень серьёзное мероприятие, на его под­готовку уходит не менее полу года...

Конгресс призван объединить всех, кто практикует ньюэйдж-учения, ведическую дхарму, йогу, на единой платформе Адвайта-веданты. Мы приглашаем на этот конгресс великих учителей  их наставления, их му­дрость укрепляют адептов в вере, многое дают для духов­ного развития.

– Почему ваш монастырь называется «Собрание тайн»?

– На санскрите это название звучит как «Гухьяса-самаджа». «Гухья»  нечто сокрытое, тайное  этим име­нем называют бога Шиву (одного из верховных богов индуизма. - Ред.). Духовная жизнь, согласно веданте,  это таинство, как и вся жизнь во Вселенной, как и сам Бог. В профанной, обыденной реальности нет ни про­светления, ни духовности, а есть культ потребления, по­литика, информация... Монастырь  это собрание учений, линий передачи эзотерических знаний, то есть собрание этих тайных знаний, мистических опытов, всего того, что связано с истиной, с настоящей жизнью.

– В «Собрании тайн» практикуют лайя-йогу. В чём её особенность?

– Как я уже говорил, наш монастырь следует учению Адвайта-веданты. На этой философской системе базиру­ется одно из направлений йоги - лайя-йога, она доступ­на тем, кто уже достиг высокого уровня сознания и идёт по пути созерцания. «Десять миллионов раз восхваляема лайя-йога. Стоишь, ходишь, спишь или ешь - всегда со­зерцай Недвойственного Царя» - сказано в Упанишадах. Недвойственный Царь  это природа Сознания, Бог вну­три нас. Искусство такого вот созерцания, постоянное осознание самого себя  суть лайя-йоги. Это самоисследование называется атма-вичара. Я задаю себе вопрос: кто я? Сосредоточиваюсь на ощущении «я» и пытаюсь понять, что являет собой моё сознание. Учусь это делать сидя, стоя, лёжа, во время ходьбы, работы, еды, разгово­ра... Когда мне это удаётся, возникает вивека  мудрость, способность отличать и понимать: я не есть тело, я не есть энергия, я не есть астральное тело  я есть чистое созна­ние! И тогда происходит отчуждение  вайрагья  от того, чем я не являюсь. Эти три понятия  вичара, вивека, вайрагъя  составляют основу культуры садху. Садху (аскет) постигает свою высшую сущность, Абсолют, божествен­ный свет, скрытый во всех нас. Но мы, как правило, ото­ждествляем себя с телом, умом, эго... В духе же мы едины с богом. Пробудиться - значит понять это на своём опыте. Лайя-йога - традиция аскетов, довольно закрытая, тон­кая  в ней много работы с энергиями, с сознанием... Я бы назвал её квинтэссенцией ведической дхармы. В чём-то она сходна с буддийскими учениями о природе сознания. Вообще, все недвойственные учения похожи друг на дру­га. Как ни удивительно, Шанкарачарью, основателя Адвайта-веданты, в своё время называли даже «переоде­тым буддистом», говоря, что он позаимствовал принципы буддизма, лишь заменив идею Пустоты на идею Абсо­люта. Но ведь мы не можем сказать, что сам Будда был изначально буддистом, он был воспитан в ведической культуре...
Естественно, что многие элемен­ты этих религий перекликаются. В Индии и сейчас многие не счи­тают буддизм отдельной религи­ей, а полагают его частью Санатана Дхармы.

– Каковы ваши дальнейшие планы, перспективы развития монастыря?

Посмотрим сперва более масштабно  каково направление нашего движения. Путь духовно­го развития нашей цивилизации имеет конечной целью переход к богочеловечеству. Процесс этот глобальный, в нём должно уча­ствовать всё население Земли.

Никакому конкретному человеку или группе людей он не подвластен. Многие пророчества, видения святых лю­дей разных религий говорят, что Россия станет духовным центром мира. Сейчас наступает эра Водолея, значит, в че­ловечестве будет усиливаться тяга к духовности, будет возрастать и углубляться религиозность. Мы стремимся к тому, чтобы активно участвовать в этом процессе.

Что касается повседневных дел, планов развития мо­настыря, мы хотим построить 108 храмов, посвящённых разным святым ведической традиции. Они будут вопло­щением единства всех религий. Поселение «Дивья Лока» станет духовно-культурным и религиозным центром для представителей всех вероисповеданий России и других стран.

Во Всемирной общине лайя-йоги нынешний год объявлен Годом духовного единства и межконфессиональной дружбы. Это очень актуальная проблема  слишком велика сегодня разобщённость людей, в част­ности, их разделяют и религии. Мы хотим, чтобы диа­лог между учителями, духовными лидерами, религиоз­ными деятелями расширялся, чтобы в него включались представители всех религий  для выработки общей культурной платформы. Мы недавно были в Аллахаба­де, на празднике Кумбха-мела (обряд массового палом­ничества индуистов к святыням. - Ред.). Его участники составили резолюцию о новой межконфессиональной этике для духовных людей третьего тысячелетия. В ней, в частности, сказано, что независимо от традиции, шко­лы, вероисповедания все духовные люди должны ува­жать друг друга, жить по законам любви, сострадания, веротерпимо­сти и помнить о свободе совести, свободе души и свободе выбора. И не нужно объявлять одни рели­гии традиционными для региона, другие нетрадиционными  это рождает штампы и предубеждения, от которых потом трудно освобож­даться. Несколько духовных учите­лей подписали эту резолюцию. Мы хотим, чтобы её подписали и Папа Римский, и Далай Лама, и все круп­ные иерархи разных религий. Разве можно не согласиться с призывом жить по законам любви, сострада­ния, веротерпимости?..

Без единой этической платфор­мы межконфессиональные отно­шения часто заходят в тупик, это выливается в межэт­нические, межрелигиозные конфликты. И решение их в первую очередь должны искать люди духовные. Мы надеемся, что именно Россия возьмёт на себя роль ми­рового духовного лидера. Но я считаю, это произойдёт лишь в том случае, если все конфессии, независимо от их численности и отношений меж собой, преодолеют свои внутренние ограничения и согласятся выработать эту единую платформу. Существует ошибочное мнение, что мы хотим «смешать» все религии. Это не так. Мы говорим лишь о единой этической платформе. Каждая религия уникальна и прекрасна сама по себе. Нет смыс­ла, да и невозможно создать из них что-то единое. Но су­ществующие барьеры, когда человек определяет свой статус относительно других конфессий и религий, про­тивопоставляя себя им, не просто разобщают людей, они разъедают их души, как ржавчина железо. Иногда, пы­таясь сохранить свою веру, люди теряют общечеловече­ское единство. Это не может не сказываться и на общем духовном климате Земли.

– Поворот человечества к духовности, о котором вы говорите, уже начинается или только подготавливает­ся? Сейчас ощущение такое, что во всех сферах жизни, напротив, нарастает разобщённость, нетерпимость, агрессия...

– Я думаю, он начался, и его уже не остановить, просто не все это осознают. В самом деле, считается, что нарас­тает недовольство социальными, политическими процес­сами, и оно выражается во всплесках агрессии, ненависти. Но я считаю, что проблема на самом деле не в политике, не в экономике, а в сознании. В соответствии с учени­ем веданты, мир  продукт сознания, сознание участвует в его творении. Гармонизируя собственное сознание, че­ловек гармонизирует и мир вокруг себя. Именно для этого мы в монастыре каждый день совершаем медитацию для очищения пространства планеты  медитацию четырёх бесконечных состояний: Безграничной Любви, Святого Сострадания, Радости и Беспристрастности. Ведь если об экологии, скажем, материальной ещё как-то заботятся, то к экологии духовной мало интереса. А именно духов­ная экология сейчас сильно нарушена, в пространство по­сылается очень много нечистых мыслей  гнева, ненави­сти... Когда мы медитируем, мы посылаем в него положи­тельную энергию и тем самым, в меру своих сил, очищаем духовную экологию планеты.

Накопленный потенциал недовольства происходит из неудовлетворённости смыслами, существующими це­лями. Из-за отсутствия стратегий развития  не только экономического и социального, но и духовного. Наша планета и всё человечество находятся на перепутье. У нас в учении это называется «стадия разочарования в сансаре (материальном мире)». Многие, кто находится в этой стадии развития, по привычке ищут причины вне себя. А виноватых искать бессмысленно  это мы сами отраба­тываем свою карму. Если духовность найдёт правильные каналы для трансляции, эта неудовлетворённость перера­стёт в радость, жажду духовного поиска и активную ду­ховную работу.

Россия должна представлять собой большой круглый стол, за которым договариваются между собой различные религии, традиции, этносы, политические и социальные группы... Но для этого необходима культура диалога, ко­торой у нас пока нет.

В этом смысле хороший пример  Индия. Это страна с многовековыми традициями культурного диалога, мир­ного сосуществования. Если возникают какие-то пробле­мы подобного рода  это скорее исключение из правил, и они улаживаются быстро благодаря развитой этике соглашений, уважению ко всем религиям. Девиз ведиче­ской дхармы: «все пути ведут к одному Богу». Когда все признают, что это именно так, конфликты прекратятся.

– Есть ли в России другие последователи индуизма, кроме вашей общины?

– В основном это небольшие группы, относящиеся к другим направлениям Санатана Дхармы.

По моим наблюдениям, интерес к индуизму в России возрастает. Но надо понимать, что в чистом виде индуист­скую культуру пересадить на русскую почву невозможно. Ведь мы не индуисты по языку, менталитету, генетике. Для распространения Санатана Дхармы в России необ­ходимо её интегрировать в отечественную культуру так, как это происходило с другими религиями в других стра­нах. Скажем, буддизм из Индии пришёл в Тибет, потом в Китай, в Японию, и там превращался, соответственно в тибетский, китайский, японский, впитав в себя нацио­нальные черты, и в каждой стране становился «родным». Подобное происходит с христианством в Индии. Как-то я встретил там священника  у него была такая же оран­жевая одежда, как у меня, и такие же чётки на шее, только вместо знака «ом» на них было распятие...

У ведической культуры вообще нет жёстких границ, она гибкая и легко приспосабливается. В ней каждый может найти то, что ему близко. Это бескрайнее поле, в котором много дорог – только тебе их выбирать. Бла­годаря этому, думаю, в России у индуизма хорошие пер­спективы.

СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ

Он родился в самой обычной совет­ской семье, где никогда не велись раз­говоры о Вселенной, Боге, Сознании, однако уже в шестилетнем возрасте он собрал вокруг себя ровесников и го­ворил им о духовности, учил тому, что нельзя очаровываться материальны­ми благами... То есть выступал в роли гуру - а дети слушали... В ранней юно­сти Свами испытал сильный мистиче­ский опыт и долго искал язык, который мог этот опыт выразить, и нашёл его. Таковым оказался язык философии ве­дической традиции - Адвайта-веданты. Адвайта - чистый не-дуализм - говорит: ты - Абсолют, и есть только Абсолют. Духовный поиск продолжался, и глав­ной мечтой Свами было - стать садху (аскетом). Наконец, когда это стало воз­можно, он полностью посвятил себя практике и провёл три года в уедине­нии. С 1992 года - с 25 лет - он живёт жизнью аскета.

В 2010 году Свами первым из рус­ских был посвящён в орден Джуна Акхара («джуна» - старейший, «акхара» - монашеский орден) в статусе махамандалвшвара и принял духовное имя Шри Махамандалешвар Свами Вишнудевананда Гири Джи Махарадж.

ДЖУНА АКХАРА

Этот монашеский орден был создан великим святым реформатором Ведан­ты Шри Шанкарачарьей, который жил в VIII веке. Став монахом в юном возрас­те, он много раз обошёл пешком всю Индию и везде проповедовал Адвайта-веданту. В то время индуистская тради­ция вытеснялась буддизмом. Шанкарачарья возродил учение Вед, Упанишад. Он основал четыре монастыря и десять монашеских орденов, в том числе ор­ден Джуна Акхара, существующий и се­годня. Избранным божеством ордена является Авадхута Даттатрейя.

Главным религиозным авто­ритетом Джуна Акхары считается ачарья-махамандалешвар (духов­ный учитель и глава собрания мо­нахов), за ним в иерархии следуют махамандалешвары, мандалешвары и шримаханты. С 1998 года ачарьей-махамандалешваром ордена являет­ся Свами Авдешананда Гири, великий йогин, учёный, признанный авторитет в области философии Веданты, член Всемирного совета религиозных лиде­ров при ООН.

В 2013 году на фестивале Кумбха-мела в Аллахабаде в орден принята Свами Ананда Лила Гири  первая жен­щина из Европы, получившая в ордене такой высокий статус. Последние 12 лет она является настоятелем монасты­ря «Собрание тайн», и кроме того, она известна своими аскетическими прак­тиками, которые вдохновили многих и в России, и в Индии.

вами Ананда Лила Гири

 

Источник: Журнал ""Наука и Религия"

Наука и религия

Сотрудничество

Встречи с президентом и вице-президентом Непала

с господином Рам Баран Ядавом, господином Парамананда Джха
Господин президент в течение многих лет активно занимается йогой

Ведическая культура

Ведическая культура

Ведическая культура основана на законах эволюции во Вселенной, описанных в священных писаниях индуизма «Веды». Они направляют жизнь человека, ведя к гармонии, счастью, творческому расцвету.

События